1. Главная
  2. Копилка знаний
  3. Как выбрать щеповоз в 2023 году

Как выбрать щеповоз в 2023 году

Как выбрать щеповоз в 2023 году

1. Введение

   В последнее время в России щеповозы стали пользоваться возрастающей популярностью, хотя как транспортное решение полуприцепы щеповозы с подвижным полом используются в Европе уже более 40 лет. Фактор увеличения интереса к подобной технике вызван в первую очередь необходимостью оптимизации перевозок, повышения их эффективности и конкурентоспособности. Первые такие полуприцепы появились в России в конце первого десятилетия 2000-х в северо-западном регионе и использовались для перевозки щепы (топливной и технологической древесной) на маршруте Россия — Финляндия. С тех пор термин «щеповоз» прочно закрепился за всей линейкой таких полуприцепов и применяется, даже если полуприцеп используется для задач перевозки зерна, торфа или других грузов.


   По объему заложенных технических решений и своей стоимости, прицеп щеповоз скорее следует относить к категории спецтехники. Его стоимость может превышать 2–3 стоимости шторного полуприцепа, а средний срок эксплуатации составляет не менее 10–15 лет.  Наряду с этими факторами щеповозы полуприцепы имеют высокую возможность кастомизации под транспортные задачи  конкретного владельца. Так, например, завод полуприцепов щеповозов с подвижным полом Knapen Trailers имеет в своей программе более 200 опций. В связи с этим подход к выбору щеповоза полуприцепа отличается от выбора, допустим, шторного или изотермического полуприцепов. 


   На российском рынке полуприцепов щеповозов с подвижным полом представлен ряд европейских производителей, а также продукты от белорусских и российских заводов. Не отвергая всех плюсов локализации производства, стоит отметить, что в отношении щеповозов российско-белорусским производителям практически невозможно создать качественный и реально конкурентный продукт, поскольку это требует высокой технологичности производства, которая неоправдана для малообъемного местного рынка. Для сравнения- годовой объем выпуска Knapen Trailers составляет сегодня более 2000 единиц, в то время как российского и белорусского заводов едва превышает 100+ единиц в год. При этом емкость европейского рынка по этим прицепам в десятки раз превышает российский, соответственно эффективность инвестиций в производство также отличается многократно. Далее мы рассмотрим основные моменты, которые могут быть полезны потенциальным покупателям подобной техники. 

Щеповоз 90м3

2. Рама или полу-рама

   Изначально щеповозы имели традиционную конструкцию в которой рама продолжалась от переднего до заднего свесов полуприцепа. В 1988 году завод Knapen Trailers, являясь пионером направления, предложил рынку решение, в котором рама идет от опорных стоек до заднего свеса полуприцепа. В данном случае передняя часть щеповоза полуприцепа имеет самонесущую конструкцию. Это решение позволило увеличить полезный объем полуприцепа, а также снизить его собственный вес и сегодня используется всеми без исключения европейскими производителями щеповозов. 

Шасси щеповоза Кнапен с неполной рамой

На фото вверху - шасси щеповоза Knapen с неполной рамой. На фото внизу - шасси щеповоза Knapen с полнорамным шасси.

Шасси щеповоза Кнапен с полной рамой

   Сегодня полнорамная конструкция применяется лишь в полуприцепах щеповозах с подвижным полом в моделях с боковыми дверями (Knapen EXSIDE) и в моделях, требующих повышенную прочность конструкции, как правило, для внедорожного использования в сцепках с тягачами 6х4 и 6х6 (Knapen К110). Во всех остальных случаях частично самонесущая конструкция полностью вытеснила традиционное решение. Это косвенно подтверждается фактом прекращения производства щеповозов несколько лет назад одним из лидеров рынка полуприцепов — компанией Schmitz Cargobull, попытка которой изготавливать щеповозы на стандартном шасси шторных полуприцепов потерпела неудачу. Ее ближайший конкурент — группа компаний Krone не пошла этим путем, а в 2019 году объединилась с компанией Knapen Trailers, которая вошла в Krone Group.

 Рама щеповоза Стас из балок двутаврового сечения

На фото вверху - рама щеповоза Stas из балок двутаврового сечения. На фото внизу - рама щеповоза Knapen, изготовленная из специального профиля.

Рама щеповоза Кнапен специального сечения

   Среди европейских производителей щеповозов основная масса изготавливает раму шасси из стандартных балок двутаврового сечения, что конечно проще и дешевле. В этом аспекте единственный завод Knapen Trailers использует для рамы специальный профиль из высококачественной конструкционной шведской стали Domex 700, позволяющей существенно оптимизировать для щеповоза характеристики: как нагрузочные, так и весовые.

3. Половой вопрос

   Все конструкции щеповозов полуприцепов можно условно разделить на 2 группы по наличию или отсутствию подрамника пола — специальной конструкции из продольно расположенных профилей квадратного сечения, по которым через пластиковые опорные направляющие скользят планки пола. Ограниченное количество европейских производителей используют решение, в котором планки пола опираются лишь на поперечные балки (траверсы) как, например, в модели Kraker K-Force. Безусловно, это позволяет уменьшить стоимость, сэкономить сотню с небольшим килограмм собственного веса, однако существенно утяжеляет условия работы планок пола, оставляя их «один на один» с нагрузкой. При перевозках грузов с концентрированным весом, тяжелых паллет и использования погрузчиков для погрузки или разгрузки отсутствие поддержки планок пола между поперечными балками может приводить к изгибу планок пола и их преждевременному износу. Поэтому в данных конструкциях рекомендуется использовать более «толстые» планки пола. Использование подрамника особенно вкупе с полным комплектом опорных направляющих (твистеров) позволяет равномерно передавать нагрузку от планок пола через продольные квадратные профили на шасси полуприцепа, уменьшая таким образом износ и увеличивая срок жизни пола щеповоза. 

Подрамник щеповоза Кнапен

На фото вверху - подрамник щеповоза Knapen K200. На продольные трубки квадратного сечения устанавливаются опорные пластиковые направляющие и далее непосредственно планки подвижного пола. На фото видны поперечные балки. Ряд производителей щеповозов, как например, Kraker не использует продольные трубки, а устанавливает планки пола через пластиковые "гребенки" непосредственно на поперечные балки.  На фото внизу - подвижный пол системы Cargo Floor на щеповозе Knapen.

Подвижный пол Cargo Floor на щеповозе Кнапен

   Абсолютное большинство европейских и российско-белорусских производителей щеповозов полуприцепов используют комплекты пола производства нидерландской компании Cargo Floor. В исключительных случаях для решения тяжелых задач можно встретить конструкции с полом производства американской компании Keith Floor. Использование всеми производителями одной системы пола имеет свои неоспоримые плюсы — гарантия высокого качества и унификация по ремонту и запасным частям. В этом плане французский завод щеповозов Legras, устанавливающий свою систему пола, существенно проигрывает конкурентам за счет отсутствия в РФ квалифицированных сервисов и запасных частей. По сути каждая маленькая проблема с прицепом щеповозом может обернуться большой головной болью. 

   При выборе модели планок пола следует исходить из категории перевозимых грузов и условий погрузки. Для работы с относительно легкими грузами, например, при перевозке щепы или топливных гранул (пеллет), оптимальным является использование легких планок пола с несущей толщиной 6 мм с 21-й (CF6/112) или 15-ю (CF6/156) планками. Последний вариант позволяет дополнительно сэкономить 70 кг собственного веса и уменьшить потенциальный износ пола за счет меньшего количества швов между планками.  Для тяжелых грузов и особенно при необходимости использования вилочных погрузчиков для погрузки или разгрузки внутри прицепа щеповоза целесообразно применение планок пола 10 мм (CF10/112) вместе с полным комплектом твистеров. Это увеличит собственный вес полуприцепа более чем на 300 кг, однако также позволит существенно увеличить срок службы пола. 

   Компания Cargo Floor производит различные варианты пола, в том числе для специальных задач — с высокой ударной прочностью для перевозки крупных отходов и лома, а также влагоудерживающие или даже водонепроницаемые. 

Щеповоз полуприцеп 90

4. На все двери мастер

   Одним из главных преимуществ щеповозов полуприцепов является их высокая универсальность. Они фактически могут заменить 3 вида полуприцепов — самосвал большого объема, шторный и отчасти изотермический полуприцепы. На самом деле перечень преимуществ полуприцепов щеповозов с подвижным полом существенно шире, но это предмет другой статьи. Безусловным рекордсменом по универсальности является модель щеповоза с боковыми дверями, позволяющими полностью открыть боковую сторону полуприцепа (модель Knapen EXSIDE). Для задач по перевозке сыпучих грузов это ничего не меняет — загрузка сверху, а выгрузка щеповоза осуществляется с помощью подвижного пола назад. Но для паллетированных, штучных и длинномерных грузов изменения существенные — теперь их можно загружать и разгружать сзади, сверху и сбоку, что значительно расширяет возможности загрузки и выгрузки щеповоза, и снижает время на погрузке.

Варианты загрузки щеповозов

 Полуприцепы различных брендов подобного типа имеют фиксированную боковую стойку, разделяющую загрузочный проем на 2 равные части. В модели Knapen EXSIDE эта стойка при открывании стороны сдвигается в сторону, освобождая полностью загрузочный проем. Премьера модели состоялась пару лет назад, после периода тщательных зимних испытаний в Норвегии, в том числе при значительных отрицательных температурах. В последние пару лет эта модель стала очень популярной среди транспортников, в частности и в России.

5. Стандартный, длинный или короткий

  Большинство клиентов из России ищут щеповоз 90 кубов.  Длина стандартных щеповозов в конфигурации под тягач с высотой седла 1150 мм составляет около 14 метров, что при российских габаритных ограничениях дает полезный объем — как раз 92 м³. Однако и тут остается пространство для маневра. Так полезный объем щеповоза полуприцепа уменьшается при увеличении высоты седла тягача и увеличивается при выборе более низкой ошиновки. Прицепы щеповозы стандартных типоразмеров максимально универсальны и имеют высокую вторичную ликвидность.

   В последнее время в Европе усиливается тренд на использование щеповозов полуприцепов увеличенной длины. Так модификация модели шторного полуприцепа Krone Profi Liner имеет длину более 15 метров. Производители щеповозов не отстают — в 2020 году Knapen Trailers выпустил модификации модели К200NEXT с длиной 14.97 и 15.10 м. Объем последней при высоте седла 1100 мм достигает почти 105 м³. И это еще не предел. В портфеле выполненных заказов Knapen для РФ есть полуприцепы с общей длиной 17 м. Выбор удлиненных модификаций щеповозов для перевозки сыпучих грузов с низкой плотностью может быть оправдан при тщательном учете всех факторов, в том числе особенностей маршрутов перевозки. В противном случае увеличенный объем щеповоза полуприцепа может принести много проблем из-за больших свесов и увеличенного радиуса поворота. Последний, однако, может быть частично скомпенсирован установкой самоподруливающих или принудительно управляемых осей.

Щеповоз большого объема

На фото вверху - удлиненная версия модели щеповоза Knapen K200. На фото внизу - укороченные версии полуприцепов Knapen для агропромышленных задач.

Щеповоз для агросектора 

   Наряду со стандартными модификациями прицепов щеповозов с подвижным полом (щеповозы 90 кубов) в агропромышленном секторе широко востребованы полуприцепы общей длиной 8–11 м и объемом 60–80 м³. Такие модификации щеповозов обладают высокой маневренностью и повышенной прочностью корпуса щеповоза полуприцепа. Обладая сниженным собственным весом в комплектации с широкопрофильными шинами, они способны создавать минимально возможное давление на грунт, а при использовании передней тележки с дышлом использоваться в сцепке с трактором.

Щеповоз с передней тележкой в сцепке с трактором

6. Короба или полурессоры 

   Наверное, второй по популярности вопрос, который задают потенциальные покупатели щеповоза с подвижным полом — «какие оси?». И это понятно. Наряду с полом, который требует контроля и регулярного ухода, а попросту чистки, оси, а точнее их компоненты, будут требовать от владельца щеповоза внимания и регулярного технического обслуживания.  Если у вас уже есть или были какие-то полуприцепы, то с большой долей вероятности есть и свои предпочтения, а также вполне вероятно и свой склад запасных частей или расходников.

   На полуприцепы Knapen завод устанавливает оси различных брендов и моделей, однако в стандарте это три варианта: SAF 9T Integral CD, BPW 9T ECO Air HD и оси Knapen 9T HD в комплектации как с дисковыми, так и барабанными тормозами. Первый тип осей на сленге называют «на коробах» из-за цельносварной коробчатой конструкции, второй и третий тип условно называют «на полурессорах». Все три типа — это высококачественный продукт европейского производства с исключительно надежными компонентами. Ось Knapen 9T HD выпускается в Германии на заводе Gigant группы Krone и спроектирована специально для использования на полуприцепах щеповозах. Из всех приведенных выше трех типов ось Knapen имеет самый высокий запас прочности (толщина балки оси 16 мм) и предназначена для эксплуатации в самых жестких условиях.

   В стандартном варианте все производители выпускают щеповозы в 3-х осной конфигурации. Однако для тяжелых грузов, отходов, а также перехода к разрешенной полной массе сцепки 44 тонны при работе с 2-х осными тягачами Knapen Trailers выпускает 4-х осные модели с максимальной полной массой щеповоза 54 тонны. В таких полуприцепах для улучшения управляемости используется последняя ось самоустанавливающегося типа или с принудительным управлением. К основным недостаткам 4-х осных щеповозов можно отнести более высокую стоимость и увеличенный собственный вес. Они сертифицированы в РФ, и их можно встретить на наших дорогах.

4х осный щеповоз Knapen K200

7. Когда весь строй не в ногу

   Вечный вопрос, что лучше — сварка или болтовое соединение. Среди всех европейских заводов изготовителей щеповозов (а их более сорока) существует единое мнение по поводу метода изготовления алюминиевого корпуса щеповоза — сварка там, где можно, и болтовое соединение там, где нужно. Как итог, корпус прицепа щеповоза — это единая сварная конструкция, соединяемая с рамой шасси с помощью Hub-болтов.

На фото внизу сварка подрамника автоматическими роботами завода Knapen Trailers.

Сварочные роботы производственной линии Кнапен

 Но в этом стройном хоре производителей есть один, который пошел своим путем. Корпус модели Kraker K-Force полностью собран на болтах. Как стенки между собой, так и корпус к поперечинам шасси закреплены болтовыми соединениями. Например, передняя стенка щеповоза соединена с боковой с помощью 8-ми пар болтов. Снижение стоимости производства и возможность сборки из машинокомплектов в Польше или России — это безусловный плюс, однако долгосрочная целостность корпуса при интенсивной эксплуатации пока не подтверждена.  Кроме этого «не заводская» сборка также дает почву для сомнений по точности сопряжения передней и боковых стен, посадочных отверстий и затяжки болтов.

Соединение боковой стенки с поперечинами щеповоза Kraker

На фото вверху - болтовое соединение боковой стенки с поперечными балками шасси на щеповозе Kraker K-Force. На фото внизу - вид этого соединения с внутренней стороны шасси.

Болтовое соединение боковой стенки и поперечной балки щеповоза Кракер

8. Я тебя слепила 

   Основным строительным материалом для изготовления корпуса щеповоза является алюминий, который обладает высокой прочностью и легким весом. В качестве материала рамы шасси для щеповоза изготовители используют как сталь, так и алюминий. Рамы из последнего ни чем не уступают по прочности стальным, однако имеют меньший вес, хотя и немного дороже. Вишенкой на торте является также отсутствие перехода сталь — алюминий при соединениях корпуса с шасси и связанных с ним коррозионных электрохимических процессов. 

   Щеповозы с алюминиевым корпусом имеют широкий спектр применения вплоть до перевозки металлолома. Но в ряде случаев — как перевозка крупногабаритных строительных отходов или крупного металлического лома уже требуется стальной корпус. В 2018 году завод Knapen Trailers представил модель Knapen EXTREME, предназначенную для перевозки крупногабаритных тяжелых абразивных грузов. Полуприцеп имеет частично самонесущую конструкцию, корпус выполнен из шведской стали Hardox450, а в качестве пола устанавливаются системы с ударопрочными планками от Cargo Floor и Keith Floor.

Щеповоз - ломовоз Кнапен Экстрим

На фото вверху - полуприцеп с подвижным полом для перевозки крупногабаритных строительных отходов и металлолома Knapen EXTREME. На фото внизу - ломовоз Knapen EXTREME в процессе разгрузки.

Разгрузка щеповоза - ломовоза Кнапен Экстрим

9. Русский стандарт

   Сегодня на российском рынке сформировалась «усредненная» и оптимизированная по стоимости конфигурация щеповоза, способная удовлетворить основную долю потенциальных покупателей и обладающая максимальной вторичной ликвидностью. Это 3-х осная модель с высотой седельного устройства 1150 мм с осями одной из 3-х перечисленных выше марок с первой осью подъемного типа и полом из 21-й планки толщиной 10 мм, а также с 2-мя замками на каждой из задних дверей. Можно добавить к этому списку еще корзину для 1-го или 2-х запасных колес, инструментальный ящик и рабочий свет за 3-й осью. Отличие от европейской «усредненной» конфигурации щеповоза заключается по сути лишь в 2-х замках на каждой двери и наличии запасного колеса. За исключением Knapen Trailers все европейские производители предлагают российскому рынку именно эту спецификацию прицепов щеповозов. 

   С 2018 года компания Knapen Trailers сертифицировала для рынка РФ специальную усиленную версию щеповоза, которая имеет коммерческий индекс K100 HDX и следующие отличия: 

  • все поперечные балки подрамника изготовлены из утолщенного профиля;
  • в местах возможной концентрации нагрузок добавлены дополнительные 8 поперечных балок;
  • специальными стальными вставками усилены короткие балки над осями;
  • используется усиленный модуль седельного устройства с дополнительной стальной балкой и опорной плитой толщиной 10 мм для нагрузки 18 тонн;
  • подвижный пол укомплектован полным комплектом твистеров;
  • задние двери имеют по 2 замка на каждой;
  • верхние передние углы корпуса имеют дополнительное внешнее и внутреннее усиление.
Усиленный щеповоз Кнапен HDX

На фото вверху и внизу - усиленная версия полуприцепа щеповоза Knapen K100 HDX

Усиленная версия щеповоза Кнапен HDX  

 10. Вместо выводов или нет предела совершенству 

   В большинстве случаев основным стоп-фактором при выборе и покупке щеповоза является его стоимость. Однако, учитывая долгий срок жизни полуприцепа с подвижным полом и существенную разницу в эффективности перевозок, а также упущенные возможности, подход «что подешевле» здесь не работает. Мы не рассматриваем случай, когда контракт на перевозку уже подписан и «нужно вчера». Во всех остальных случаях имеет смысл внимательно и без спешки подойти к формированию конфигурации вашего щеповоза не только при выборе основных параметров, но также и в отношении возможных опций. Это окупится повышением эффективности работы щеповоза и в конечном счете успешным функционированием вашего бизнеса.

Щеповоз_фото

© При частичном или полном копировании статьи ссылка на источник обязательна.


+7(985)644-54-23
Всегда на связи: телефон, WhatsApp, Telegram Москва
+7(495)587-89-11
Москва
+7(812)679-19-11
С-Петербург